Dungeon Keeper Разработчик Bullfrog Productions Издатель Electronic Arts Дата выпуска 1997 Платформы PC Windows Жанр Стратегия в реальном времени Режимы игры Однопользовательский, Многопользовательский Возрастные рейтинги ESRB: M — Mature
Dungeon Keeper (англ. Хранитель подземелий, DK) — стратегия в реальном времени, созданная компанией Bullfrog Productions в 1997 году.
Лозунг, под которым вышла игра, звучал так: «Evil is good» («Зло — это хорошо»). Игроку предстоит выступить в роли злобного хранителя подземелья. Основная составляющая игры — стратегия в реальном времени. Помимо этого, в игре есть экономическая составляющая (добыча, произоводство, в том числе с возможностью продажи результатов производства), а также отличительная особенность игры — заклинание (помимо прочих) вселения. С его помощью можно вселиться в любого подопечного и осмотреть родное подземелье видом от первого лица. Кроме того, в этом режиме можно использовать оружие, навыки и магию существа; таким образом очень плавно и довольно оригинально вкрапляется элемент 3D-шутера. Общая карта основной кампании.
В Хранителе Подземелий предусмотрено несколько режимов игры. Кроме обучения и мультиплеера, как и в любой стратегии, есть кампания. Основа её сюжета состоит в противостоянии добрых героев и других хранителей подземелий захватническим амбициям игрока, задача которого — достичь заветной цели каждого Злого Властелина: захватить и поработить всё вокруг себя. Кампания поделена на миссии, переход между которыми осуществляется с помощью карты мира. Непройденные области отображаются как цветующие зелёные районы (при фокусировке на участке слышно пение птиц), пройденные же — залиты кровью и объяты пожарами (при фокусировке слышен вой собак и колокола. Помимо этого, советник язвительно комментирует благополучие незавоёванных участков, а после прохождения миссии торжествующе описывает разорение и опустошение района. Карта мира поделена на локации, каждой из которых соответствует одно подземелье. В некоторых районах возможно прохождение дополнительных (секретных) миссий — обычно, шуточного характера.
Главным противником Хранителя является Аватар — собирательный образ положительного героя, борющегося со злом. Некоторые характерные черты данного героя наводят на мысль, что данный персонаж является пародией на главного героя серии игр Ultima Ричарда Гэрриота (Lord British).
Само подземелье представляет собой трёхмерный участок прямоугольной формы, большая часть которого заполнена каменной породой. Расчищая породу с помощью импов, игрок и строит своё подземелье. Расчистив участок, необходимо замостить его специальным «покрытием» и комната готова.
Из особенностей игры можно выделить следующие: Игрок не может дать чётких указаний существу (так называемое «непрямое воздействие»), за исключением импов, а может только перенести его (существо) в нужную область в пределах своих владений и мотивировать его к дальнейшим действиям. Игроку дана возможность поощрять и наказывать своих подопечных. Их можно осыпать золотом, кормить, шлёпать, чтоб быстрее работали, кидать в камеры пыток, тюрьму. Каждое существо имеет свою индивидуальность, нуждается в еде, отдыхе, деньгах, имеет своё мнение о хранителе; кроме того, некоторые виды существ имеют своих естественных врагов (например, мухи и пауки ненавидят друг друга). По желанию игрока можно включить режим, при котором побеждённые в бою существа не гибнут сразу, на протяжении какого-то времени их ещё могут спасти Импы игрока, или захватить Импы противника, оттащив бесчувственные тела этих существ в Логово или в Тюрьму соответственно. Погибнув в тюрьме, они превращаются в скелетов, в камере пыток — в приведения, однако за плату можно во время пыток заставить врагов перейти на сторону игрока. Кроме комнат доступна постройка разнообразных ловушек, дверей и мостов. В игре присутствует единственный «счётный» ресурс — золото. Источниками золота служат: жилы золотой руды (истощаются, быстро добываются), копи драгоценных камней (не истощаются, медленно добываются, обычно ограничены по количеству на карту и находятся в неудобных местах), продажа ловушек, «секретные» комнаты с золотом, золото, выпадающее из побеждённых созданий, захваченные у конкурирующих хранителей сокровищницы. Помимо этого, существуют ещё ресурсы помещений (место в библиотеке для хранения заклинаний и бонусов, место в сокровищнице, ограничивающее максимальную сумму накопления, спальные места в логове). В некоторых кампаниях наиболее дефицитным ресурсом является именно место.